Максим Дормидонтович Михайлов: диакон и знаменитый бас.
Россия издавна славилась могучими басами – мы знаем Осипа Петрова, первого исполнителя партии Сусанина, Фёдора Шаляпина, династию Пироговых… М.Д.Михайлов стал их преемником в советское время. Судьба его сложилась странно, неоднозначно и недостаточно ещё изучена. Сведений о нём крайне мало: советская пресса сознательно умалчивает о церковном прошлом певца, а в церкви его имя звучит как имя отступника. И всё же, творчество Михайлова питается впечатлениями детства и юности, прожитыми им в дореволюционной России, знанием русской жизни и веры «изнутри». Без своего опыта жизни в Церкви он не стал бы тем певцом Михайловым, которого мы знаем.
Интересно, что, хотя М.Михайлов родился на двадцать с лишним лет позже Ф.Шаляпина, детство их во многом сложилось похоже. Оба родились в бедных семьях в Казанской губернии и были вынуждены уйти из дома на заработки. ( Михайлов работал грузчиком на волжских пристанях и на рыбном заводе в Казани.) Оба начинали петь в церковном хоре. «Один из моих соседей по ночлежному дому, - рассказывал Максим Дормидонтович,- посоветовал обратиться к Мореву, руководителю большого церковного хора. Морев внимательно прослушал меня и голос ему понравился, но, узнав, что мне негде жить, отказался принять в хор, рекомендовав обратиться в Сретенский монастырь. В тот же день я направился в монастырь, где был прослушан и принят в церковный хор». Вскоре певец поступил на пастырские курсы, а затем – в Казанское музыкальное училище. В Казани во время гастролей московской оперной труппы Михайлов впервые услышал Ф.И. Шаляпина в партии Ивана Сусанина. Это исполнение потрясло его и осталось в памяти как самое сильное художественное впечатление.
Здесь надо упомянуть о том, что Шаляпин известен как реформатор образа Сусанина в опере Глинки. Прежде Сусанин на сцене Мариинского театра подавался в обобщённо-пейзанском, декоративном стиле. «Костюм этого крепкого северного русского мужика, (вспоминает Фёдор Иванович), принесённый мне заведующим гардеробом, представлял собою нечто, похожее на костюм для бала. Вместо лаптей принесли красные сафьяновые сапоги. Когда я сказал гардеробщику: - Не полагалось бы, батюшка мой, Сусанина играть в таком костюме; это ведь неправда, - заведующий гардеробом посмотрел на меня, как на человека, упавшего с луны, и заявил: - Наш директор терпеть не может все эти русские представления. О лаптях и не помышляйте.» (Ф.Шаляпин. «Маска и душа»)
Много усилий потратил Фёдор Иванович, но его Сусанин вышел на сцену в мужицком армяке и в лаптях. Для певца это представлялось крайне важным, потому что основным его принципом стал реалистический образ-характер персонажа, во всей полноте своего жизненного содержания, во всей правде своего внутреннего и внешнего облика. Героический пафос, пронизывающий искусство того времени, соединяется в творчестве Шаляпина с пристальным вниманием к духовной жизни человека, с гениальным даром психологического анализа, умением раскрывать тайники человеческой души, передавать тончайшие оттенки движения чувств и мыслей своих героев. (по материалам статьи Е Грошевой,изд.»Искусство», Москва, 1957)
В 1914 году Максим Михайлов закончил пастырские курсы и был назначен диаконом в Уфимский собор, через три года был переведён в Омск, затем – в Казань, а в 1924 году – в Москву, где он служил уже протодиаконом в церкви Василия Кесарийского на Васильевской улице.
Вероятно, уже тогда он ощущал в себе духовный разлад и не удовлетворялся диаконским служением. Его не оставляла мечта о работе в театре. Он посещал все оперные спектакли, изучая репертуар, а также брал уроки вокала у В.В. Осипова. Среди прихожан же своего храма он славился больше как исполнитель Чесноковских «ектений», «Разбойника», «Ныне отпущаеши», то есть, как певец. Интересно, что по силе голоса народ ставил его на третье место после протодиаконов М. Лебедева и М.Холмогорова. «…Мощный густой бас Михайлова, неподражаемый в нижнем регистре, на верхних нотах терял свою силу, что давало основание знатокам диаконских голосов ставить его «в третьи». (С.А. Шумский. Воспоминания).
В 1930 году Михайлов ушёл из церкви и поступил в оперную труппу Радиоцентра. Он участвовал в оперных спектаклях, по радио звучали русские песни и романсы в его исполнении. В конце 1932 года певец был приглашён в труппу Большого театра. Сразу завоевав любовь московских любителей оперы, он спел здесь почти все ведущие басовые партии – Варяжского гостя в «Садко», Мельника в «Русалке» Даргомыжского, Пимена в «Борисе Годунове», Кончака в «Князе Игоре» и др. Высшим же достижением Михайлова на оперной сцене стал Иван Сусанин. Он был первым исполнителем этой партии на советской сцене в 1939 году. Позже ему выпала честь петь в спектакле «Иван Сусанин» в исторический день 9 мая 1945 года.
Умер Михайлов в 1971 году. Есть сведения, что он был отпет и похоронен церковью в диаконском чине.
Опера Глинки «Жизнь за царя» была написана в 1836 году, когда трагическая тема становится ведущей в русском искусстве, когда зритель чувствовал потребность в героических образах. Либретто было написано бароном Г. Розеном, личным секретарём наследника. Первое представление состоялось 9 декабря 1836 года в Мариинском театре в Петербурге.
После революции опера сначала была «забыта», затем подверглась «переосмыслению». Была полностью изгнана монархическая идея, центром сюжета стал личный подвиг Сусанина. Текст был исправлен С. Городецким. Под новым названием «Иван Сусанин» опера была поставлена в Большом театре 21 февраля 1939 года.
http://www.pravmir.ru/article_2125.html
Россия издавна славилась могучими басами – мы знаем Осипа Петрова, первого исполнителя партии Сусанина, Фёдора Шаляпина, династию Пироговых… М.Д.Михайлов стал их преемником в советское время. Судьба его сложилась странно, неоднозначно и недостаточно ещё изучена. Сведений о нём крайне мало: советская пресса сознательно умалчивает о церковном прошлом певца, а в церкви его имя звучит как имя отступника. И всё же, творчество Михайлова питается впечатлениями детства и юности, прожитыми им в дореволюционной России, знанием русской жизни и веры «изнутри». Без своего опыта жизни в Церкви он не стал бы тем певцом Михайловым, которого мы знаем.
Интересно, что, хотя М.Михайлов родился на двадцать с лишним лет позже Ф.Шаляпина, детство их во многом сложилось похоже. Оба родились в бедных семьях в Казанской губернии и были вынуждены уйти из дома на заработки. ( Михайлов работал грузчиком на волжских пристанях и на рыбном заводе в Казани.) Оба начинали петь в церковном хоре. «Один из моих соседей по ночлежному дому, - рассказывал Максим Дормидонтович,- посоветовал обратиться к Мореву, руководителю большого церковного хора. Морев внимательно прослушал меня и голос ему понравился, но, узнав, что мне негде жить, отказался принять в хор, рекомендовав обратиться в Сретенский монастырь. В тот же день я направился в монастырь, где был прослушан и принят в церковный хор». Вскоре певец поступил на пастырские курсы, а затем – в Казанское музыкальное училище. В Казани во время гастролей московской оперной труппы Михайлов впервые услышал Ф.И. Шаляпина в партии Ивана Сусанина. Это исполнение потрясло его и осталось в памяти как самое сильное художественное впечатление.
Здесь надо упомянуть о том, что Шаляпин известен как реформатор образа Сусанина в опере Глинки. Прежде Сусанин на сцене Мариинского театра подавался в обобщённо-пейзанском, декоративном стиле. «Костюм этого крепкого северного русского мужика, (вспоминает Фёдор Иванович), принесённый мне заведующим гардеробом, представлял собою нечто, похожее на костюм для бала. Вместо лаптей принесли красные сафьяновые сапоги. Когда я сказал гардеробщику: - Не полагалось бы, батюшка мой, Сусанина играть в таком костюме; это ведь неправда, - заведующий гардеробом посмотрел на меня, как на человека, упавшего с луны, и заявил: - Наш директор терпеть не может все эти русские представления. О лаптях и не помышляйте.» (Ф.Шаляпин. «Маска и душа»)
Много усилий потратил Фёдор Иванович, но его Сусанин вышел на сцену в мужицком армяке и в лаптях. Для певца это представлялось крайне важным, потому что основным его принципом стал реалистический образ-характер персонажа, во всей полноте своего жизненного содержания, во всей правде своего внутреннего и внешнего облика. Героический пафос, пронизывающий искусство того времени, соединяется в творчестве Шаляпина с пристальным вниманием к духовной жизни человека, с гениальным даром психологического анализа, умением раскрывать тайники человеческой души, передавать тончайшие оттенки движения чувств и мыслей своих героев. (по материалам статьи Е Грошевой,изд.»Искусство», Москва, 1957)
В 1914 году Максим Михайлов закончил пастырские курсы и был назначен диаконом в Уфимский собор, через три года был переведён в Омск, затем – в Казань, а в 1924 году – в Москву, где он служил уже протодиаконом в церкви Василия Кесарийского на Васильевской улице.
Вероятно, уже тогда он ощущал в себе духовный разлад и не удовлетворялся диаконским служением. Его не оставляла мечта о работе в театре. Он посещал все оперные спектакли, изучая репертуар, а также брал уроки вокала у В.В. Осипова. Среди прихожан же своего храма он славился больше как исполнитель Чесноковских «ектений», «Разбойника», «Ныне отпущаеши», то есть, как певец. Интересно, что по силе голоса народ ставил его на третье место после протодиаконов М. Лебедева и М.Холмогорова. «…Мощный густой бас Михайлова, неподражаемый в нижнем регистре, на верхних нотах терял свою силу, что давало основание знатокам диаконских голосов ставить его «в третьи». (С.А. Шумский. Воспоминания).
В 1930 году Михайлов ушёл из церкви и поступил в оперную труппу Радиоцентра. Он участвовал в оперных спектаклях, по радио звучали русские песни и романсы в его исполнении. В конце 1932 года певец был приглашён в труппу Большого театра. Сразу завоевав любовь московских любителей оперы, он спел здесь почти все ведущие басовые партии – Варяжского гостя в «Садко», Мельника в «Русалке» Даргомыжского, Пимена в «Борисе Годунове», Кончака в «Князе Игоре» и др. Высшим же достижением Михайлова на оперной сцене стал Иван Сусанин. Он был первым исполнителем этой партии на советской сцене в 1939 году. Позже ему выпала честь петь в спектакле «Иван Сусанин» в исторический день 9 мая 1945 года.
Умер Михайлов в 1971 году. Есть сведения, что он был отпет и похоронен церковью в диаконском чине.
Опера Глинки «Жизнь за царя» была написана в 1836 году, когда трагическая тема становится ведущей в русском искусстве, когда зритель чувствовал потребность в героических образах. Либретто было написано бароном Г. Розеном, личным секретарём наследника. Первое представление состоялось 9 декабря 1836 года в Мариинском театре в Петербурге.
После революции опера сначала была «забыта», затем подверглась «переосмыслению». Была полностью изгнана монархическая идея, центром сюжета стал личный подвиг Сусанина. Текст был исправлен С. Городецким. Под новым названием «Иван Сусанин» опера была поставлена в Большом театре 21 февраля 1939 года.
http://www.pravmir.ru/article_2125.html