КУРАВЛЕВ Леонид Вячеславович -Народный артист России.
После исполнения роли Пашки Колокольникова в картине В.М. Шукшина «Живет такой парень» (1964) к актеру пришел первый большой успех. Куравлевский герой получился удивительно обаятельным, без натуги сочетающим лукавство и озорство, браваду и доброту, готовность к самопожертвованию – одним словом, чуть ли не сказочным (вроде солдата, обманувшего смерть), но... абсолютно достоверным. Такие «недостатки» героя, как малообразованность и склонность к рискованным шуткам, с лихвой искупаются его искренностью и юмором. Сочетание живых, точно сыгранных черт характера с идеальными делает Пашку Колокольникова истинно народным героем, а вовсе не «положительным советским человеком».
В следующем фильме Шукшина – «Ваш сын и брат» (1965) Куравлев создал совершенно иной характер, драматический: его Степан Воеводин – зрелый, битый жизнью крестьянский мужик, искупающий словно бы не свою, а чужую вину. Степан бежит из тюрьмы (его осудили за драку), когда до конца срока остаются считанные недели, – чтобы вдохнуть поскорее деревенский воздух, окунуться в прежнюю жизнь. А может, для того, чтобы выразить свой смутный, неосознанный бунт против чего-то такого, что не дает ему жить спокойно. Например, против распада и умирания традиционного уклада деревенской жизни, против наступления «городских» порядков и морали. Куравлев следует авторской мысли Шукшина: поступок Степана есть не что иное, как обоснование невозможности подвига в жизни героя (и в повседневной действительности тех лет). И значит, драма Степана Воеводина объясняется тем, что он тоскует по иной, лучшей жизни, безуспешно пытается разобраться в окружающем мире и своих смятенных чувствах. В результате герой неумело приносит в жертву свое жизненное благополучие, так и не найдя божества, которое бы могло эту жертву принять. Разумеется, столь сомнительный, с точки зрения официальной критики, герой был ею воспринят как нечто чужеродное. Но он не был вполне понят и зрителями, которые в большинстве своем оказались не готовы к обсуждению столь беспокойных материй.
Куравлев мог бы сыграть у Шукшина еще один раз (главная роль в фильме «Печки-лавочки» писалась специально для него), но отказался, опасаясь самоповтора. Актер избрал собственный, не шукшинский, подход к воссозданию человеческих характеров, хотя и не перестал испытывать огромного уважения к творчеству, к убеждениям и к человеческим качествам Василия Макаровича.
http://www.biograph.ru/bank/kuravlev.htm
После исполнения роли Пашки Колокольникова в картине В.М. Шукшина «Живет такой парень» (1964) к актеру пришел первый большой успех. Куравлевский герой получился удивительно обаятельным, без натуги сочетающим лукавство и озорство, браваду и доброту, готовность к самопожертвованию – одним словом, чуть ли не сказочным (вроде солдата, обманувшего смерть), но... абсолютно достоверным. Такие «недостатки» героя, как малообразованность и склонность к рискованным шуткам, с лихвой искупаются его искренностью и юмором. Сочетание живых, точно сыгранных черт характера с идеальными делает Пашку Колокольникова истинно народным героем, а вовсе не «положительным советским человеком».
В следующем фильме Шукшина – «Ваш сын и брат» (1965) Куравлев создал совершенно иной характер, драматический: его Степан Воеводин – зрелый, битый жизнью крестьянский мужик, искупающий словно бы не свою, а чужую вину. Степан бежит из тюрьмы (его осудили за драку), когда до конца срока остаются считанные недели, – чтобы вдохнуть поскорее деревенский воздух, окунуться в прежнюю жизнь. А может, для того, чтобы выразить свой смутный, неосознанный бунт против чего-то такого, что не дает ему жить спокойно. Например, против распада и умирания традиционного уклада деревенской жизни, против наступления «городских» порядков и морали. Куравлев следует авторской мысли Шукшина: поступок Степана есть не что иное, как обоснование невозможности подвига в жизни героя (и в повседневной действительности тех лет). И значит, драма Степана Воеводина объясняется тем, что он тоскует по иной, лучшей жизни, безуспешно пытается разобраться в окружающем мире и своих смятенных чувствах. В результате герой неумело приносит в жертву свое жизненное благополучие, так и не найдя божества, которое бы могло эту жертву принять. Разумеется, столь сомнительный, с точки зрения официальной критики, герой был ею воспринят как нечто чужеродное. Но он не был вполне понят и зрителями, которые в большинстве своем оказались не готовы к обсуждению столь беспокойных материй.
Куравлев мог бы сыграть у Шукшина еще один раз (главная роль в фильме «Печки-лавочки» писалась специально для него), но отказался, опасаясь самоповтора. Актер избрал собственный, не шукшинский, подход к воссозданию человеческих характеров, хотя и не перестал испытывать огромного уважения к творчеству, к убеждениям и к человеческим качествам Василия Макаровича.
http://www.biograph.ru/bank/kuravlev.htm